Гуманитаризация образования


Гуманитаризация образования
   — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
   Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер.
   Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта.
   В наиболее острой форме проблема Г.о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности. Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим, так и к гуманитарным дисциплинам). На современном этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе.
   Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние - формирующее и деформирующее. Следствием научного технического прогресса является дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества.
   По мысли П.А. Флоренского, "культура есть среда, растящая и питающая личность". Именно культура, а не общество и коллектив определяет формирование личности. Важнейшее значение т.о., имеют характер и направленность деятельности учебных заведений, где формируется будущий гражданин.
   Идея Г.о. заставляет обратиться к наиболее перспективным психолого-педагогическим теориям развития человека (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и др.), на основе которых можно построить общую культурно-историческую (или социокультурную) концепцию образования, теорию педагогики и смежных дисциплин, практику воспитания. Практическими направлениями Г.о. являются: пересмотр учебных программ по т.н. социально-экономическим дисциплинам с целью отражения в них мирового философского и общекультурного наследия; подготовка нового поколения учебников, в которых в доступной учащимся форме должно быть изложено содержание различных философских и этических концепций; выработка принципов и воспитания педагогических кадров.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 58-59)
   — установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении - как возможность обеспечить развитие зрелости обучаемых.
   Как своего рода альтернатива гуманизации и гуманитаризации в современной педагогике появилось понятие и термин "сциентизм".
   (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. С. 108)
   Ч312

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Гуманитаризация образования" в других словарях:

  • ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [84] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Гуманитаризация образования — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решатьглавные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — – установление гармонического равновесия между естественно математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности …   Педагогический словарь

  • гуманитаризация — и, мн. нет, ж. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • гуманитаризация — и, ж. humanitaire adj. Ориентация каких л. видов человеческой деятельности (образования, творчества и т. п.) на достижения гумантарных наук. Г. школьного обучения. Крысин 1998 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Россия, Российская Федерация (история образования) —     Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва.    История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл …   Педагогический терминологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… …   Социология: Энциклопедия

Книги